Структура и органы управления образовательной организацией
СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, законодательством Свердловской области, правовыми актами городского округа Краснотурьинск, Уставом и указаниями Учредителя.
В МА ДОУ создана структура государственно – общественного управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения.
Организационная структура управления МА ДОУ № 14 представляет собой совокупность всех органов с присутствующими им функциями. Она может быть представлена в виде трёх уровней.
1. На первом уровне управления находится заведующий МА ДОУ – Клейн Наталия Александровна, которая осуществляет непосредственное руководство и контроль деятельности всех структур. Заведующий выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией, действует от имени учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях. Указания и распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.
2. На втором уровне управление осуществляет старший воспитатель, завхоз, медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На втором уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учётом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольного учреждения. Указания, даваемые завхозом, старшим воспитателем, медицинской сестрой, в пределах их компетенции, также обязательны для всех работников.
3.Третий уровень управления осуществляют воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учебно-вспомогательный персонал. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители. Таким образом, реализуется возможность участия в управлении дошкольным образовательным учреждением всех участников образовательного процесса.
Органами общественного управления являются:
- Общее собрание работников,
- Совет педагогов,
- Родительский комитет.
Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом МА ДОУ№ 14.
Общее собрание работников является коллегиальным органом управления, в компетенцию которого входит принятие решений по следующим вопросам:
- внесение предложений в план развития Учреждения, в том числе о направлениях образовательной деятельности и иных видах деятельности Учреждения;
- принимает Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об Общем собрании работников и утверждает Положение об оплате труда работников, Коллективный договор;
- избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам;
- поручение представления интересов работников профсоюзной организации либо иному представителю;
- утверждение требований в ходе коллективного трудового спора, выдвинутых работниками Учреждения или их представителями;
- создание необходимых условий, обеспечивающих безопасность обучения, воспитания детей;
- создание условий, необходимых для охраны и укрепление здоровья, организации питания воспитанников и работников Учреждения;
- заслушивание ежегодного публичного доклада заведующего Учреждения, его обсуждение;
- ходатайствование о награждении работников Учреждения;
- Общее собрание представляет полномочия трудового коллектива.
Управление педагогической деятельностью осуществляет Совет педагогов. Вопросы его компетенции определены Уставом и действующим положением о Совете педагогов. Исходными документами деятельности всего коллектива является годовой план работы. В нём намечены основные задачи на новый учебный год, определён график повышения квалификации педагогов.
Компетенция Совета педагогов:
- принимает Положение о Совете педагогов и Положение об аттестации педагогических работников;
- определяет направления образовательной деятельности Учреждения;
- выбирает примерную образовательную программу, образовательные и воспитательные методики, технологии для использования в образовательном процессе;
- разрабатывает и принимает основную общеобразовательную программу дошкольного образования Учреждения;
- разрабатывает систему организационно-методического сопровождения процесса реализации образовательной программы Учреждения;
- выбирает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы Учреждения;
- осуществляет анализ результатов педагогической диагностики, достижения целевых ориентиров дошкольного образования воспитанниками Учреждения;
- обсуждает и принимает проект годового плана работы Учреждения;
- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения;
- определяет направления опытно-экспериментальной работы;
- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта среди педагогических работников Учреждения;
- рассматривает вопросы повышения квалификации, переподготовки, аттестации педагогических кадров, организует работу по развитию их творческой инициативы;
- рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг воспитанникам, в том числе платных;
- обсуждает и принимает локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса; решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
- подводит итоги деятельности Учреждения за учебный год;
- заслушивает отчеты педагогических работников о ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Учреждения, дополнительных образовательных программ, степени готовности детей к школьному обучению, результатах самообразования педагогов;
- заслушивает доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Учреждения по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда и здоровья воспитанников;
- контролирует выполнение ранее принятых решений педагогического совета;
- организует изучение и обсуждение нормативных правовых документов в области дошкольного образования;
- утверждает характеристики и принимает решения о награждении, поощрении педагогических работников Учреждения.
Компетенция Родительского комитета:
- принимает положение о Родительском комитете;
- содействует обеспечению оптимальных условий для организации воспитательно-образовательного процесса (оказывает помощь в части приобретения технических средств обучения, наглядных методических пособий и др.);
- проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях;
- оказывает содействие в проведении массовых мероприятий с детьми;
- участвует в подготовке Учреждения к новому учебному году;
- совместно с заведующим Учреждения контролирует организацию и качество питания детей, их медицинское обслуживание;
- принимает участие в обсуждении локальных актов Учреждения по вопросам, входящим в компетенцию Родительского комитета;
- принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;
- взаимодействует с педагогическим коллективом Учреждения и с другими органами коллегиального управления Учреждения по вопросам пропаганды традиций Учреждения, в формировании положительного имиджа Учреждения в ближайшем социуме;
- вносит предложения на рассмотрение администрации Учреждения по вопросам организации образовательного процесса;
- координирует деятельность родительских комитетов групп.
В управлении учреждением единоначалие и коллегиальность выступают, как противоположности единого процесса.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. Реализация принципа единоначалия и коллегиальности находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах, а единоначалие в приказах и распоряжениях по МА ДОУ.